Рождество́ Христо́во - один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря(7 января). Временное несовпадение празднования Рождества Христова различными церквами связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуется юлианским календарём, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря. В православной традиции относится к двунадесятым праздникам.
* * *
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - РОЖДЕСТВО́ ХРИСТОВО́, великий христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа (см. ИИСУС ХРИСТОС) в Вифлееме. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ). Ввиду литургического воспоминания и празднования важнейшей тайны (наряду с пасхальной) спасения человеческого рода - Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, рожденного во плоти, - является одним из самых значительных дней литургического года и одним из главнейших праздников в большинстве христианских конфессий. В настоящее время почти все христиане (за исключением Армянской Церкви) празднуют его 25 декабря (в соответствии с принятым в той или иной общине календарным стилем; в большинстве приходов Русской Православной Церкви это 7 января по новому стилю).
История праздника
Празднование христианами Рождества не прослеживается глубже 4 в. Дата его не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа, которое, по всей вероятности, произошло не в зимнее время (в древности этот вопрос был предметом неоднозначных размышлений церковных авторов; один из самых ранних дошедших до нас текстов принадлежит Клименту Александрийскому (см. КЛИМЕНТ Александрийский), который упоминает 20 мая). День 25 декабря устанавливается в Римской Церкви в начале 4 в., чему первое свидетельство обнаруживается в т. н. «Календаре Филокала» (сведения относятся к 336). Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого» (после зимнего солнцестояния начинает прибывать солнечный день), который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием: рождение Христа стало пониматься как «Рождение Солнца Правды». В то же время в восточных Церквах - Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения Господня 6 января под общим названием Богоявления (см. БОГОЯВЛЕНИЕ) (празднование Рождества вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца 4 в., в других - вплоть до 6 в. Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января, соединяя его с празднованием Крещения).
В 4 в. равноапостольная царица Елена (см. ЕЛЕНА (мать Константина Великого)) построила храм на месте вифлеемской пещеры, прославленной рождением Христа. О повсеместном почитании праздника Рождества свидетельствуют поучения Отцов Церкви 4 в. - Ефрема Сирина (см. ЕФРЕМ СИРИН), Василия Великого (см. ВАСИЛИЙ Великий), Григория Богослова (см. ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН), Григория Нисского (см. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ), Иоанна Златоуста (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ), написанные на этот праздник. В кодексе Феодосия (438) и Юстиниана (535) излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. Иоанн Златоуст первый ввел этот праздник в Антиохии в 386 или 387. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить это празднование на Константинопольском соборе.
Позднейшим толкованием времени празднования Рождества Христова 25 декабря стало следующее: месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелий (см. ЕВАНГЕЛИЕ (богослужебная книга)), а (по распространенному уже в раннее средневековье церковному преданию) Христос должен был находиться на земле полное число лет (как число совершенное); отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта; отсчитывая от нее 9 месяцев, получали дату рождения Христа 25 декабря. Согласно одной современной гипотезе, выбор даты Рождества произошел по той причине, что первоначально христиане праздновали в одно и то же время Боговоплощение (под которым понималось не рождение, а зачатие Христа) и Пасху (см. ПАСХА христианская); соответственно, со временем прибавление ко дню весеннего равноденствия 9 месяцев указало на дату празднования Рождества в зимнее солнцестояние.
Богослужебное празднование
Праздник Рождества Христова считался вторым после Пасхи в древней Церкви и таким почитается на Востоке по сей день. На Западе к 14 в. (по неясным пока причинам) он переместился на первое место, однако в результате литургической реформы в Католической Церкви, происшедшей после 2-го Ватиканского Собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ), Пасхе было возвращено главенствующее место. Тем не менее, во многих католических странах народное благочестие по-прежнему отводит ему главенствующее место среди праздников.
Рождеству в православной традиции предшествует сорокадневный Рождественский или Филиппов пост [с 14 (27) ноября по 24 декабря (6 января) включительно; на Западе ему соответствует подготовительный период, именуемый «Адвентом» (лат. adventus - пришествие), несколько меньший по продолжительности и не предполагающий пощения]. Праздник Рождества имеет пять дней предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО) и завершается праздником Обрезания Господня (см. ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ). Канун, или день навечерия праздника, проводится в строгом посте и называется сочельником (сочевником); в этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво (сушеные хлебные зерна, размоченные водой). В навечерие Рождества совершаются Царские Часы, Всенощное бдение (см. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ) начинается с великого Повечерия (см. ПОВЕЧЕРИЕ), на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог». Церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово, были написаны Романом Сладкопевцем (см. РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ), Софронием и Андреем Иерусалимскими (7 в.), Иоанном Дамаскином (см. ИОАНН ДАМАСКИН), Космой Маюмским (см. КОЗМА ИЕРУСАЛИМСКИЙ), патриархом Германом (8 в.) и другими.
Сложившаяся практика празднования Рождества в латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) предполагает совершение трех Месс (см. МЕССА), основная из которых приходится на ночь (две другие - на заре и днем). Их именуют «Ангельская», «Пастырская» и «Царская». Согласно символическим толкованиям, первая празднует предвечное рождение Сына от Отца, вторая - рождение Иисуса Христа от Девы, третья - мистическое рождение Бога в душе каждого верующего.